ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ 

ИСТОЧНИК  http://rus.1september.ru/urok/

Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
6 класс

Продолжение. Начало в N 34/2001

Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

В КРЫМУ

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

I вариант: листья, поездка;
II вариант: Ялта, съестное.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения...
II вариант: Мы положили в рюкзачок...

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

ПОХОД В ГОРЫ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

ЗАПИСКА

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела. 
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

До встречи,

ваш Сергей.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

I вариант: Потом ты, ... .
II вариант: Пускай и Варюша ... .

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.

Итоговый диктант по теме 
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины... В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться.

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали; 
II вариант: выберите, оторваться.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти. 
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?.. 
...К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.

 

Повторяем имя прилагательное

5 - 6 классы

Рекомендации составителя

Место для ответов оставлено в удлинителях строк; для записи ответов рекомендуем использовать буквы а, б, в и др., содержащиеся в тексте задания.

I. Для определения имени прилагательного установите правильную последовательность следующих строк:

1. самостоятельная часть,
2. отвечает на вопрос какой? чей?,
3. обозначает признак предмета,
4. часть речи.

II. Какой частью речи является слово смел в предложении

а) Как он смел! б) Как он смел?

1. прилагательным _________,
2. существительным ________,
3. глаголом _______________.

III. Какой частью речи является слово синим в словосочетании

а) синим белье, б) синим платком?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________ .

IV. Какой частью речи является слово дорога в словосочетании

а) дорога домой, б) дорога мне?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________.

V. Установите соответствие между прилагательными (I колонка) и пояснительными существительными (II колонка).

I

1. водная __________
2. водяная _________
3. водянистая ______
4. земляная ________
5. земная __________
6. земельная ________

II

а) книга
б) преграда
в) палатка
г) картошка
д) учительница
е) мельница
ж) реформа
з) разведка
и) поездка
к) насыпь
л) школа
м) жизнь

VI. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними, б) являются лишними.

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры _____________;
2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры ____________.

VII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в переносном значении, б) в прямом значении.

1. каменное здание, легкий чемодан, глубокий ров, мягкое кресло, сильный зверь __________;
2. каменное лицо, легкая походка, глубокие знания, мягкий климат, сильный характер__________.

VIII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в прямом значении, б) в переносном значении.

1. теплая погода, большой кусок, острый нож, холодная вода, тонкая бумага _____________;
2. теплые слова, большая душа, острый язык, холодный взгляд, тонкий вкус _______________.

IX. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) по степени нарастания основного признака,
б) по степени снижения основного признака.

1. гениальный, талантливый, даровитый, способный ___________;
2. небольшой, маленький, крохотный, микроскопический ________.

X. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) произвольно,
или
б) по степени нарастания основного признака,
или
в) по степени снижения основного признака.

1. дремучий (лес), густой (лес), частый лес ____________________________________________;
2. красивый, миловидный, прекрасный ____________________________________________.

XI. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их синонимами (колонка II)

I

1. слабый (ребенок) ________
2. слабый (ветер) __________
3. слабый (характер) _______
4. слабый (ответ) _________

II

а) плохой
б) мягкий
в) тихий
г) болезненный
д) неконцентрированный
е) застенчивый
ж) скромный
з) робкий

XII. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их антонимами (колонка II)

I

1. свежий (хлеб) __________
2. свежий (воздух) _________
3. свежий (карп) __________
4. свежий (цветок) _________

II

а) тухлый
б) черствый
в) увядший
г) спертый
д) устаревший
е) холодный
ж) новый
з) чистый

XIII. Допишите предложение:

В предложении краткое прилагательное является ______________________.

XIV. Допишите предложение:

По родам краткие прилагательные изменяются только в _____________________.

XV. Допишите предложение:

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак __________________.

XVI. Допишите предложение:

Начальной формой имени прилагательного является _______________________.

XVII. Допишите предложения:

1. Прилагательные в мужск. и ср. р. в тв. п. ед. ч. имеют окончание _______________.
2. Прилагательные в мужск. и ср. р. ед. ч. в предл. п. имеют окончание _____________.

XVIII. Укажите, какие окончания имеют прилагательные в форме

а) мужск. р. им. п.,
б) ср. р. им. п.

1. -ый ______________
2. -ый, -ий __________
3. -ый, -ой, -ий _______
4. -ой, -ое ___________
5. -ое, -ее ___________
6. -ой, -ое, -ее _______

XIX. Укажите, в каком роде: а) женск., б) мужск. – прилагательные имеют окончание -ой.

1. в им. п. ___________
2. в род. и дат. п. ________
3. в им. и вин. п. ____________
4. в род., дат., твор. и предл. п. _________
5. в твор. и предл. п. ________

XX. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное голубым в словосочетаниях:

1. голубым цветом _______________________,
2. к голубым карандашам __________________.

XXI. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное зеленых в словосочетаниях:

1. зеленых огурцов ________________________,
2. о зеленых огурцах _______________________.

XXII. Установите соответствие между окончаниями прилагательных (колонка I) и их грамматическими формами (колонка II):

I

1. -ую (-юю) _________
2. -ыми (-ими) _______

II

а) ед. ч., ж. р., вин. п.
б) мн. ч., род. п.
в) мн. ч., твор. п.
г) ед. ч., ср. р., предл. п.

XXIII. Установите соответствия между формами прилагательных (колонка I) и формами кратких прилагательных (колонка II):

I

1. красивый
2. красивые

II

а) красиво
б) красивы
в) красив
г) красива

XXIV. Даны два ряда словосочетаний с полными прилагательными. Укажите, в каком ряду а) допустима замена полных прилагательных их краткой формой, б) недопустима замена полных прилагательных их краткой формой.

1. круглый шар, глухой человек, тупой ученик_______ ___________;
2. круглый сирота, глухой согласный, тупой угол______ _________.

XXV. Сравните прилагательные:

здоров – здоровый;
весел – веселый;
грустен – грустный.

Что обозначают а) краткие, б) полные прилагательные:

1. постоянные признаки ____________________,
2. временные качества и состояния __________ ?

XXVI. Какое прилагательное – а) больной, б) болен – следует употребить в предложении

1. Этот человек вообще _____________.
2. Я уже неделю ___________________?

XXVII. Даны два предложения. В каком из них употребляется прилагательное а) трудна, б)трудная?

1. Эта задача для меня _____________.
2. Эта задача очень _______________.

XXVIII. Какое высказывание о кратких именах прилагательных является правильным:

1. склоняются, но не изменяются по родам;
2. не склоняются и не изменяются по родам;
3. не склоняются, но изменяются по родам;
4. склоняются и изменяются по родам?

XXIX. Какое окончание – а) нулевое, б) , в) -а – имеет краткое прилагательное в ед. числе:

1. ср. р. _____________,
2. женск. р. __________,
3. мужск. р. __________?

XXX. Какое окончание – а) , б)  – имеет краткое прилагательное

1. во мн. ч. _______________,
2. в ед. ч. женск. р. _________?

XXXI. Для определения правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных установите правильную последовательность следующих действий:

1. подставляю для проверки вопросительное слово какой? ;
2. определяю, к какому существительному относится прилагательное;
3. вспоминаю, какое окончание пишется у прилагательных в этой форме;
4. определяю род, число и падеж этого существительного и прилагательного.

XXXII. Допишите предложения:

1. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих под ударением пишется ________________________________.
2. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих без ударения пишется ________________________________.

XXXIII. Даны два ряда слов. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак а) пишется, б) не пишется?

1. тягуч_, дремуч_, горюч_, горяч_, линюч_;
2. мыш_, пустош_, бреш_, полноч_, ветош_.

XXXIV. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

1. стережет
2. рыжего
3. желудь
4. желтый
5. шепот
6. бережет
7. чужего
8. расчет

XXXV. Установите соответствие между орфограммами (колонка I) и словами с этими орфограммами (колонка II):

I

1. краткое прилагательное с основой на шипящую
2. употребление ь на конце существительных 3-го скл. после шипящих

II

а) врач _________ 
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVI. Установите соответствие между словами с орфограммой (колонка I) и орфограммами (колонка II):

I

1. дремуч ___________
2. мяч ______________
3. печь (пироги) _____
4. (русская) печь _____

II

а) врач _________
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVII. Установите соответствие между словами (колонка I) и их морфологическими характеристиками (колонка II):

I

1. (в)синем(небе) _________________
2. (у) старого (друга)_________________

II

а) сущ. 3-го скл.
б) сущ. 2-го скл.
в) сущ. 1-го скл. в род. п. мн. ч.
г) краткое прил.
д) гл. в неопред. ф.
е) гл. во 2-м лице ед. ч.

XXXVIII. Установите соответствие между морфологическими характеристиками (колонка I) и словами (колонка II):

I

1. в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в вин. п. ___________
2. в полной форме, в ед. ч. в м. р., в твор. п. ____________

II

а) о жирных
б) жирную
в) жирному
г) с жирным

Ключи к ответам теста

I. 4, 1, 3, 2
II. 1а, 3б
III. 1б, 3а
IV. 1б, 2а
V. 1б, 2е, 3г, 4к, 5м, 6ж
VI. 1б, 2а
VII. 1б, 2а
VIII. 1а, 2б
IX. 1б, 2а
X. 1в, 2а
XI.1г, 2в, 3б, 4а
XII. 1б, 2г, 3а, 4в
XIII. сказуемым
XIV. ед. ч.
XV. не пишется
XVI. им. п., м. р., ед. ч.
XVII. 1. -ым, 2. -ом
XVIII. а3, б5
XIX. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а
XX. 1. твор. п. ед. ч., 2. дат. п. мн. ч.
XXI. 1. род. п. мн. ч., 2. предл. п. мн. ч.
XXII. 1а, 2в
XXIII. 1в, 2б
XXIV. 1а, 2б
XXV. 1б, 2а
XXVI. 1а, 2б
XXVII. 1а, 2б
XXVIII. 3
XXIX. 1б, 2в, 3а
XXX. 1б, 2а
XXXI. 2, 1, 4, 3
XXXII. 1. -о-, 2. -и-
XXXIII. 1б, 2а
XXXIV. 7
XXXV. 1г, 2в
XXXVI. 1г, 2б, 3д, 4а
XXXVII. 1г, 2б
XXXVIII. 1б, 2г

 

Разряды имен прилагательных по значению

Качественные прилагательные

Цели урока:

• дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

• формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

• развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

• закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

• воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

• иллюстрации;

• карточки-задания;

• опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейкии(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облаченийсв_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику [1]. Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей 
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный! 
Что ты тих, как день ненас_ный? 
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва, 
Нраву кроткого такого. 
И жених сыскался ей, 
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства...

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны, 
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно...

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок. (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название

Значение

Примеры

Качественные

признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени

темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие

Относительные

признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
– материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета поназначению

серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина

Притяжательные

признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?)  

мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

ЗАГАДКИ

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано, 
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит, 
А на себя не велит.

(Солнышко.)

 

 

На свете нет ее сильнее, 
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

(Мороз.)

 

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.

(Белка.)

 

 

Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.)

Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

(Перо.)

 

 

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

(Бочка.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. M.T.  Баранов, Т.А.  Ладыженская, Л.А.  Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М.  Шанский.Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М.  Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А.  Ладыженская, М.Т.  Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю.  Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С.  Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н.В.  Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П.  Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Т.В.  ЕФАНОВА,
г.  Москва

 

Обособленные члены предложения

Материал для самостоятельной работы

Предлагаемые материалы – фрагмент пособия, которое готовится к публикации в издательстве «Дрофа» (в серии «Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку», 8-й класс).

Задачи пособия – способствовать тому, чтобы занятия по синтаксису и пунктуации были более интересными для учащихся, более эффективными для осмысления ими рассматриваемого языкового материала и осознания полезности его изучения, более действенными для интеллектуального, духовного и речевого развития школьников. Этими задачами определяются особенности предлагаемого материала.

Он представляет собой своеобразный диалог автора и ученика. Задания в форме повелительного наклонения (прочитайте..., найдите..., подчеркните и т.п. – без них не обойтись в нашем деле), как правило, предваряются вопросами, которые приглашают ученика к совместному с автором размышлению, осмыслению предмета рассмотрения (Почему...? Для чего...? По каким признакам...? Что помогает...? Как доказать...? Что может вызвать затруднение...? Как действовать...?)

Общение участников учебной деятельности – того, кто учит, и того, кто учится, – активно продолжается в опорных материалах, разных по содержанию и многофункциональных по назначению: дать справку, выделить наиболее существенное, подсказать ход учебных действий, продемонстрировать тот или иной прием, предупредить о возможных затруднениях, сообщить о типичных ошибках и путях их преодоления...

В центре внимания при рассмотрении синтаксических конструкций – триединство:грамматическое значение – форма (строение, средства выражения значения) – функция(назначение).

Особое внимание в пособии уделяется ведущей составляющей приведенной выше «формулы» – грамматическому значению синтаксического явления. К ответу на закономерный вопрос, для чего полезно изучать грамматическое значение синтаксической конструкции, учащиеся подводятся в ходе практических занятий.

Из средств выражения грамматического значения синтаксических конструкций отметим усиление внимания к интонации и порядку слов.

В качестве языкового материала для упражнений во многих случаях используются не отдельные предложения, а тексты, в которых видно, как «живет» данное языковое явление в определенном контексте, как взаимодействует с другими явлениями языка. Эта особенность дидактических материалов делает более эффективной работу над функциейрассматриваемой синтаксической конструкции.

В пособии мало заданий на расстановку в тексте недостающих знаков препинания. И это не случайность: если мы заботимся о формировании у школьников навыков грамотного чтения(а это актуальная проблема нашего времени), нельзя лишать читателя одного из главных инструментов адекватного восприятия письменной речи – знаков препинания. Умение видеть знаки препинания, правильно «озвучивать» их функции в интонировании читаемого текста положительно сказывается и на формировании умений правильно оформлять пунктуационно собственную письменную речь.

Данный материал позволяет не только закрепить умения учащихся расставлять знаки препинания в безальтернативных позициях, но и уделить внимание факультативному использованию пунктуации. Работа над обоснованием факультативных, авторских знаков, выяснение мотивов их применения обогащает практику чтения и помогает преодолеть боязнь полноценного использования знаков препинания в своей письменной речи.

1. Термин «обособленный член предложения» был введен Александром Матвеевичем Пешковским. В его книге «Русский синтаксис в научном освещении» дано описание соответствующего синтаксического явления. Особое внимание в разработке данной темы уделено интонации.

Познакомьтесь, как начинается глава, посвященная обособленным членам предложения.

Сравним два сочетания:

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

(Л.Толстой. Анна Каренина)

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Оба сочетания на первый взгляд синтаксически совершенно совпадают друг с другом. Но есливслушаться внимательно в произношение, то обнаружится большая разница в интонации иритме.

В первом сочетании голос прежде всего повышается до первой запятой, затем переходит на низкую ноту и резко повышается к слову вы..., затем снова переходит на низкие ноты и в третий раз повышается вплоть до добротой, с этого же места понижается равномерно до конца. Таким образом, интонация первой фразы выразится приблизительно так*:

 

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

Сравнивая с этой интонацией интонацию второго сочетания, замечаем, что там после первого повышения сразу начинается равномерное понижение до самого конца. Значками это можно изобразить так:

 

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Кроме того, есть разница и в ударениях. В первой фразе четыре сильных ударения: я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого; во второй только два: я удивляюсь, что вы с вашей супругой нечувствуете этого. Таким образом, разница в интонации и в ритме между обоими сочетаниями очень большая, и мы вправе спросить себя: ...не имеет ли эта разница грамматического значения**?


* Все чертежи даны в крайнем упрощении (cноска из книги А.М. Пешковского). 
** Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 6-е. М., 1933. С. 373.

2. Проверьте себя: слышите ли вы интонацию обособления? Это очень важно для того, чтобы опознать обособленные члены предложения и выделить их знаками препинания.

1. Читая предложения одного и того же лексического состава, примите во внимание различия в их интонации, схематично обозначенной графически.

   

 

2. Расскажите, каковы особенности интонации обособления.

3. Какие виды определения могут выступать как обособленные второстепенные члены предложения? Подтверждайте ответ примерами.

Продолжая лингвистический эксперимент, А.М. Пешковский обнаруживает, что интонация,свойственная обособленному второстепенному члену предложения, является важнейшим средством выражения грамматического значения этого синтаксического явления – значения добавочного сообщения.

3. Продолжим и мы эксперимент: попробуем выявить, какое грамматическое значение приобретают второстепенные члены предложения благодаря интонации обособления.

1. Сравните синтаксические конструкции в каждой группе данных ниже высказываний. В каких предложениях можно обнаружить, кроме основного сообщения (центром которого является сказуемое), добавочные сообщения? Подчеркните обособленные второстепенные члены, которые, обозначая добавочное – по отношению к сказуемому – сообщение, играют роль как бы его помощника, второстепенного сказуемого.

1) Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц (М.Пришвин). Ср.: Прилетел болотный лунь. Болотный лунь – большой любитель птичьих яиц. – Прилетел болотный лунь, который является большим любителем птичьих яиц.

2) Останавливаясь, прислушиваясь, с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», поставленной для верности вверх, прошла лиса (М.Пришвин). Ср.: Прошла лиса. Она останавливалась, прислушивалась. Лиса – с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», которая поставлена для верности вверх.

 * Обособленный член предложения, выраженный причастным или деепричастным оборотом или именным словосочетанием (простым или сложным), подчеркиваем как распространенный член предложения. Его вид определяется по синтаксической роли в предложении главного слова словосочетания (каковым является и причастный, и деепричастный оборот). Например:

 


* Так обозначены опорные материалы.

Содержащиеся в учебниках по русскому языку сведения об условиях, в которых происходит обособление членов предложения, помогают опознать и пунктуационно оформить на письме данные конструкции. Но при этом не следует недооценивать роль умения слышать интонацию обособления.

Во-первых, интонация обособления является отличительным признаком, общим для разных видов обособленных членов предложения, и благодаря этому опора на нее уменьшает необходимость в процессе письма искать в памяти нужное правило. Во-вторых, она помогает опознать обособленный член предложения и в таких условиях, которые не предусмотрены изучаемыми в школе правилами. Примеры этого вы найдете в следующих упражнениях.

4. 1. Внимательно читая данные ниже предложения, подумайте, есть ли в обособленных определениях, расположенных перед определяемым существительным, обстоятельственный оттенок значения (причины, уступки), что делало бы объяснимым их обособление в соответствии с правилом, которое дается в школьных учебниках.

 

2Обозначьте графически элементы интонации обособления (повышение и понижение голоса, паузы, «сильные ударения»).

3. В учебных целях преобразуйте данные предложения так, чтобы обособленный второстепенный член превратился в состав полноценного сказуемого. Что более ясно обнаружится при этом?

 Способы преобразования показаны в упражнении 3.

4.Какие варианты сопоставляемых конструкций более лаконичны, динамичны, экспрессивны?

Экспрессия [лат. expressio] – выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

5. 1. В данных ниже предложениях знаки препинания расставлены так, как это сделано в авторском тексте. В каких случаях объяснить постановку запятых или их отсутствие можно, опираясь только на интонацию? Подчеркните эти пунктограммы.

1) Дождливая и безморозная осень не давала лесу выцветиться, пожелтеть (И.Велембовская). 2) Одетая в валенки, шапку, шубку, Машенька смеялась-заливалась, вспоминая, как профессор высунул розовый язык и облизнулся (Г.Бакланов). 3) Три года не затихавшие, смолкли военные громы (В.Кетлинская). 4) Окрыленный, гордый невероятно столь ответственным поручением, полный энергии и жажды выполнить задание, ехал Андрей на станцию (В.Богомолов). 5) Ни на какой другой материк не похожа Антарктида... Прикрытый легким снежным одеялом, купол этот почти правильной сферической формы (В.Санин).

2. Представьте, что вам поручено провести в классе диктант, используя данные предложения. Потренируйтесь в их чтении вслух.

Помните: диктуя текст, необходимо соблюдать интонацию, предусмотренную автором. Непозволительно провоцировать ошибки нарочито искаженным интонированием текста!

Провокация [лат. provocatio] – побуждение кого-либо к заведомо вредным для него действиям.

6. 1. Произведите синтаксический и пунктуационный анализ текста.

2. Подготовьтесь к интонированию предложений, заданному автором: обозначьте в тексте место пауз, повышения и понижения голоса, логических ударений.

Взлохмаченный, красный, растрепанный, молодой человек был растерян и удивлен. А тем временем его обступила со всех сторон многочисленная прислуга; наклонив головы и вытянув шеи, улыбаясь любовно и подобострастно, садовники и кухарки, официанты и парикмахеры, массажисты и экстрасенсы громко наперебой приветствовали долгожданного молодого хозяина...

(В.Золотуха)

3. В какой конструкции есть обособление согласованных определений, которое можно объяснить только особенностями их интонации, значением добавочного сообщения и ролью второстепенного сказуемого? Как обосновать свой ответ?

4. Продумайте, на какие сегменты (части) целесообразно членить предложение при его повторном чтении для записи.

Продиктуйте себе этот текст и запишите. Сверьте свою запись с исходным текстом.

7. В тексте из предыдущего упражнения найдите деепричастные обороты.

1. Сколько пунктуационных задач нужно было решить в связи с оформлением деепричастных оборотов в данном тексте? Поясните ответ.

2. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

 

Путешествие в Цветоград

(Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»)

5 класс

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра.

Оборудование: карта путешествия, географический атлас, карточки с заданиями.

Структура урока: 1) разъяснение целей урока и правил игры;
2) актуализация опорных знаний;
3) выполнение специально подобранных заданий (по группам);
4) подведение общих итогов.

Прилагательное:

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

Вы, конечно, узнали меня, я – прилагательное. Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

(Ответ учащихся.)

А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.)

Прилагательное: Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться.

Учитель: А я могу без тебя обойтись. Вот послушай, какой рассказ о весне я сочинила.

Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. А в лесу запели птицы.

Прилагательное: Ребята, неужели вам понравился этот скучный рассказ? Как украсить текст, который мы слышали? Может быть, вам помогут мои друзья – прилагательные? Вот они:говорливый, веселые, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые.

(Работа с текстом.)

– А вы знаете, на какие вопросы отвечают эти слова?
– А какими членами предложения они являются?

Ученик: Ребята, я теперь понял, что прилагательное прилагается к именам существительным, обозначает различные признаки предметов и отвечает на вопросы какой?, чей?

Учитель: А какие признаки обозначает прилагательное?

(Ответ учащихся.)

Прилагательное: Теперь вы готовы совершить путешествие в Цветоград? Оно будет нелегким, вам понадобятся хорошие знания, ведь нам предстоит пройти по морям, горам и долам. Я думаю, что это будет вам по силам. В путь!

Ученик:

СКАЗКА ПРО КРАСКИ

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными долами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди 
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

Прилагательное: Да уж, каждому – свой цвет: зелеными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки – красными. Согласны? Но наш путь в Цветоград лежит через Цветные моря. Какие Цветные моря вы знаете?

ЗаданиеЗапишите текст под диктовку:

Некоторые моря названы по цвету.

Белое море. Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.

Желтое море. Названо так из-за мутно-желтоватого цвета воды: река Хуанхэ, впадающая в море, приносит большое количество лёсса палево-желтого цвета.

Красное море. Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, который придают ей водоросли, растущие у берегов.

Черное море. Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти черным. С IX века его иногда называли Русским морем.

ЗаданиеВыпишите из текста прилагательные и определите падеж.

Прилагательное: Цвета окружают нас повсюду. Посмотрите на географическую карту. Найдите географические названия, образованные при помощи прилагательного белый:

река Белая (приток Камы), Белое озеро (Московская область, Шатурский р-н), Кирилло-Белозерский монастырь.

Учитель: А знаете ли вы, где находится Желтая река?

а) Хуанхэ означает по-китайски «Желтая река»;
б) в XIII веке монголо-татарские кочевники поработили Русь – и на берегах Волги образовались татарские ханства и царства. Именно тогда возникли многие топонимы тюркского происхождения: речка Сары-су («Желтая вода»), гора Сары-тау («Желтая гора»). Позже, когда русские потеснили в Приволжье татар, тюркские названия были переосмыслены – и появились город Царицын на берегу реки Царицы (Сары-су), город Саратов (у горы Сары-тау).

Прилагательное: Мы преодолели Цветные моря, реки и озера и высаживаемся в Долине дождей.

Учитель: Что вы знаете о дождях? Какие «дождевые» слова вам знакомы?

Задание. Запишите предложение Дожди бывают моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые (дожди, идущие полосами), косые, сильно окатные дожди, ливневые.Выделите окончания прилагательных, определите число. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?

Прилагательное: Но вернемся к дождям. С дождями связано много примет. Какие приметы вы знаете? Кто знает марийские народные приметы?

(Проверяем домашнее задание.)

Если солнце яркое, темно-розовое – может пойти дождь. Перед дождем луна льет тусклый свет.
Звезды часты – к дождю.
На молодом месяце черная отметина – к дождю.
Возле утреннего солнца радуга – к дождю.

ЗаданиеЗапишите под диктовку приметы. Найдите в них прилагательные, определите род, число, падеж. Если можно, образуйте от них краткие формы.

Учитель: Можно подолгу следить за игрой дождя. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

УченикСпорый – быстрый, скорый. А после грибного дождя (долгого, мелкого, теплого) хорошо растут грибы.

Прилагательное: Ну что ж, все водные преграды мы преодолели. А теперь мы садимся в автобус, едем дальше – в город, который называется Вкусный.

Учитель: Вы наверняка сразу вспомнили конфеты, пряники, халву, мармелад. Вряд ли найдется человек, который не любил бы мороженого. В жаркий день оно кажется таким вкусным, холодным, освежающим, спасительным.

Прилагательное: А вот и город Вкусный. Различные сорта мороженого названы по тем продуктам, которые входят в их состав. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они – имена прилагательные. Запишите их и определите, от каких частей речи они образованы.

(Сливочное, молочное, фруктовое, клубничное, шоколадное, малиновое, фисташковое.)

Учитель: Мы полакомились разными сортами мороженого. И выходим из города Вкусного через Радужные ворота.

Назовите цвета радуги.

Прилагательное: Давайте вспомним:
красный – один из основных цветов, цвет крови, цвет мака, помидора;
оранжевый – цвет апельсина;
желтый – цвет солнца;
зеленый – цвет травы и листьев;
голубой – цвет ясного, безоблачного неба;
синий – цвет моря в ясный день;
фиолетовый – цвет фиалок, которые появляются на исходе зимы.

Задание. Составьте рассказ о радуге, используя эти прилагательные.

(Чтение рассказа.)

Прилагательное: Теперь на пути к Цветограду лежит озеро Золотое.

Учитель:

Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят!».

Задание. Как вы понимаете выражения золотая рожь, золотые руки, золотое сердце, золотой человек, золотая осень, золотые слова, золотое кольцо? В каком значении употреблено в них прилагательное золотой?

Прилагательное: Вот уже показался Цветоград. Но,чтобы туда попасть, нужно найти ключи от ворот Цветограда.

Задание. Запишите под диктовку предложение: Синее море – это человеческие мечты о счастье, о будущем, о прекрасном на земле. Найдите в нем прилагательные и разберите каждое как часть речи.

Учитель: А вот и ключи от Цветограда.

Прилагательное: Добро пожаловать, ребята, в мой Цветоград. Вы еще не раз побываете здесь у меня в гостях. Что нового, интересного вы узнали обо мне, совершив путешествие до Цветограда – столицы моего государства. Напишите об этом дома.

 

Морфология на уроках русского языка:

причастия и отглагольные прилагательные на -нный

При различении частей речи ученики сталкиваются с реальными трудностями. А обращение к морфологии оказывается полезным и при синтаксическом анализе предложения, и при изучении многих орфографических тем. В зависимости от принадлежности слова к той или иной части речи различается, например, написание кратких причастий и кратких прилагательных: в кратких страдательных причастиях пишется -н- (поля засеяны), в кратких прилагательных – столько н, сколько их было в полной форме (ученики рассеянны).

Но даже в том случае, когда морфологическая проблематика не связана с проблемой написания, она может стать самостоятельным