Итоговое сочинение в учебном 2017-2018 году

Итоговое сочинение в учебном 2017-2018 году

Ежегодно ученики одиннадцатых классов должны писать итоговые сочинения. Как правило, они называются «выпускными», «декабрьскими» или «литературными сочинениями». Причем сочинение является обязательным. Оценивается такое задание по принципу «зачет/незачет». Для этого создается специальная комиссия, которая состоит не только из школьных учителей, но и из независимых экспертов.

 Если ученик получил положительную оценку по итоговому сочинению, он допускается к выпускным экзаменам и дальнейшего получения аттестата. Если был получен «незачет», переписать сочинение можно весной. Как правило, практически все школьники сдают этот экзамен с первой попытки. По сути, это полноценный экзамен, поэтому к его подготовке следует отнестись с максимальной ответственностью. В ближайшие годы Министерство образования не собирается отменять обязательное написание итогового сочинения.


 Правила написания


 На 2018 год дата проведения годового сочинения еще не определена. Как правило, данное тестирование проводится в декабре, чаще в первых числах. Пересдача всегда планировалась на февраль или март. На всю работу выделяется 3 часа 55 минут. Также выдвигается пожелание, чтобы в тексте было около 350 слов. При работе можно использовать орфографический словарь.


Для чего нужно годовое сочинение

 

Данный экзамен позволяет понять, насколько ученик способен придерживаться своей точки зрения, размышляя о какой-то теме. Также оценивается способность правильно использовать культурную речь и доказывать свое мнение. Кроме этого, ученик проявляет свои знания произведений мировой и русской литературы.

 

На оценку влияет то, насколько ясно изложены мысли, и насколько высоким является уровень культурной речи. Также положительный результат гарантирован при хорошей начитанности и способности проводить разумный анализ различных произведений.

 

Темы сочинений

 

Практически невозможно заранее знать тему, по которой будет проходить сочинение. Они меняются ежегодно. А ознакомиться с ними можно лишь незадолго до тестирования. Обычно ученикам предлагают поразмышлять на темы чести, человеческих отношений, честности. Также могут быть и другие рассуждения «о вечном».

 

Основные критерии оценки сочинения:

 

  • 1.Специально созданная комиссия, обращает особое внимание на соответствие теме. Здесь тщательно проверяется содержание. Ученик должен максимально раскрыть тему, отвечая на вопросы, поставленные в заголовке. Также автору необходимо выразить собственное мнение. Если проверяющим не будет понятна изложенная мысль, это будет считаться «незачет».
  •  2.Особое внимание обращается на аргументы, которые использует ученик. Здесь автор должен проявить свое умение доказать свою точку зрения, приводя различные примеры, взятые из произведений. Также предстоит рассмотреть какую-либо книгу, связывая ее со своим рассказом. «Незачет» грозит в том случае, если используется только сюжет книги, но при этом он не анализируется.
  •  3.Безусловно, логичные рассуждения - это уже половина успеха. Школьник должен проявить логику своих мыслей. Информация должна доноситься читателям четко и последовательно. При отсутствии логики, или в ней будут допущены ошибки, ученик получит «незачет».
  •  4.Немаловажной является и качественная речь. Здесь приветствуется красноречие, что позволяет проявить богатый словарный запас. Также рекомендовано использование предложений разнообразных конструкций. Стоит уделить внимание терминам. Они в обязательном порядке должны правильно использоваться. В ином случае грозит «незачет».
  •  5.Конечно, сочинение должно быть написано грамотно. Это касается орфографии, пунктуации, грамматики. «Незачет» будет в том случае, если на сто слов будет допущено более пяти ошибок.

 Первые два критерия являются самыми важными. Если по ним сочинение получило неудовлетворительную оценку, дальше оно не проверяется. В этом случае автору грозит «незачет» за все сочинение, так как на аргументы и соответствие теме обращается особое внимание. Та же участь ожидает школьников в том случае, если сочинение будет слишком коротким. Естественно, категорически запрещен плагиат. Для положительной оценки за все сочинение необходимо за первые два пункта и любой третий получить «зачет».

 

Подготовка к итоговому сочинению

 

Начинать готовиться следует еще задолго до того, как вы будете знать тему сочинения. Рекомендуется ознакомиться с требованиями, работами, заданиями и темами экзаменов, проводимых в прошлых годах. Это позволит предположить, какую структуру будет иметь задание. Возможно, удастся определить для себя их некоторые особенности. Выберите для себя любую тему, которая использовалась на экзамене раньше, и выполните работу. Не стоит забывать, на все это дается 3 часа 55 минут. Обязательно нужно засечь это время, что позволит максимально точно определить свои способности. Возможно, при следующей попытке придется действовать быстрее.

 

Однако слишком углубленно все-таки не рекомендуется изучать прошлогодние темы, ведь на экзамене их не будет. Как только будут известны новые темы, следует тщательно с ними ознакомиться. Постарайтесь поискать афоризмы или умные фразы известных людей, которые будут уместны в вашем сочинении.

 

Как получить высокий бал за сочинение

 

Работу рекомендуется начинать с составления плана. Для лучшей наглядности его можно набросать на черновик. Особое внимание следует уделить идее своей работы. Желательно, чтобы главный посыл был конкретным и понятным. Добавьте пару тезисов, подтверждающих вашу идею. Также нужно продумать возможные точки зрения, опровергающие вашу задумку. Постарайтесь найти дополнительные аргументы в свою защиту.

 Подкреплять свое мнение можно примерами, взятыми из российской или зарубежной литературы. Желательно использовать наиболее яркие события и эпизоды. Причем их нужно не пересказывать, а просто анализировать и давать собственную оценку. Также можно использовать пару цитат. Однако главное, что нужно помнить, не следует углубленно излагать чужие мысли, ведь ваша цель - изложить и доказать собственное мнение.

 После составления плана можно приступать к написанию сочинения. Сначала для этих целей рекомендуется использовать черновик. Придерживайтесь простой, но достаточно эффективной структуры:

 

  • - вступление, которое отображает основные тезисы и идею сочинения. Как правило, для этого достаточно 60-80 слов;
  • - подготовка. В 20-30 словах можно сказать, что данную тему рассматривают в каких-то конкретных произведениях;
  • - основная часть, которая будет состоять примерно из 200-250 слов;
  • - вывод. Для этого достаточно использовать 60-70 слов. Здесь рекомендуется подвести итог, повторяя свое личное мнение.

 Вряд ли стоит использовать «заумные» слова. Часто это становится причиной ошибок. Хотя и слишком простые предложения будут говорить о вашем скудном словарном запасе. Лучше сложные предложения чередовать с простыми. Сложные слова рекомендуется использовать в том случае, если ученик полностью уверен в их правильном написании.

 После окончания работы следует прочесть свое сочинение в черновике. Постарайтесь найти грамматические и стилистические ошибки. Поймите, имеется ли здесь главная мысль. Также не стоит забывать, наибольшее впечатление оказывают концовка и начало. Тщательно проверьте эти части сочинения, возможно, вы где-то упустили свою главную мысль.


 Как можно отказаться от сочинения

 В некоторых случаях итоговое сочинение может быть заменено изложением. Однако это доступно лишь определенным категориям школьников:


  • - подопечным учебных заведений закрытого типа
  • - инвалидам;
  • - ученикам, которые проходят реабилитацию или лечение.

 Влияние на поступление

 Школьники, собирающиеся поступать в гуманитарные ВУЗы, вместе с документами сдают и свои сочинения. Педагоги высшего учебного заведения оценивают его по десяти бальной шкале. Баллы, полученные за сочинение, плюсуются к результатам ЕГЭ. При этом нужно помнить, сочинение в данном случае можно подавать лишь в том случае, если после его написания прошло менее четырех лет.

 

В отличие от школы, ВУЗы используют десять критериев оценки сочинения:

 

  • - соответствие теме;
  • - наличие литературных примеров в качестве аргументов;
  • - пропорциональность текстовых частей, последовательность мысли;
  • - наличие предложений различных конструкций, ясность и четкость раскрытия темы;
  • - нестандартность, оригинальность и индивидуальность стиля изложения;
  • - богатый словарный запас;
  • - грамматика;
  • - пунктуация;
  • - орфография;
  • - достоверность предоставленных фактов.

  

Здесь также первые два пункта являются главными. Если по ним будет получено 0 баллов, то и за все сочинение будет такая же оценка. По каждому пункту проверяющие могут ставить 0, 1 или 2 балла. Таким образом, за идеально составленное сочинение ученик может получить 20 баллов. По специальной шкале они переводятся в 10 баллов, которые добавляются к результатам ЕГЭ. При этом нужно знать, данный способ оценки используется только в ВУЗах. Университеты имеют право пользоваться другими схемами оценки.